Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение культуры
"Таймырский Дом народного творчества"
Статьи
Статьи 2015 года
М.В. Темиргазеев
Размышления по поводу II Кочующей Лаборатории Таймырского Дома народного творчества» в Красноярске
30.11.2015
Мастер-класс от мастера М.Темиргазеева
Вроде не так много времени прошло по окончании 1–ой Лаборатории в том же Красноярске, а также в Туре, но теперь кажется это очень далёким, но вместе с тем памятным событием моей кочевой жизни. Сегодня есть с чем сравнивать. Тогда красноярские участники Лаборатории, студенты того же института культуры (в основном девчата) были заметно скованны, несколько растерянны и как бы принуждались заниматься не своим делом. Но в процессе собеседования, особенно с началом практических занятий резьбы по кости обозначились лидеры или тем, кому пришлась по душе резная кость. Другая часть девчат, конечно, старалась как можно быстрее избавиться от лично дискомфортного для них занятия (шум, пыль, запахи). Причём, надо отметить, что среди этих торопливых учениц тоже оказались способные особы; и в разработке эскизов, и в выборе композиции, и практическая резьба у них была довольна сносная. В обеих Лабораториях явно ощущалась нехватка бормашин, также отсутствия дополнительного оборудование, конечно же, тоже сказывалось на качестве резьбы. Вместе с тем обе группы с разными личными достижениями дошли до финиша. Среди студенток была одна «пришлая» буквальна девушка. Оля зашла на занятия с улицы, прочитав объявление о Кочующей Лаборатории. Вот она то и решила связать свою дальнейшую судьбу с древним ремеслом, позже мы узнали, что Ольга выписала из Москвы необходимые для резьбы инструменты, но на второй Лаборатории мы уже встретились. Несколько по иному выстроились занятия в Эвенкии, в Туре на базе Дома народного творчества. Инициатором возрождения косторезного ремесла в Эвенкии по праву стоит считать Надежду Михайловну Ивчик. Она и на первых курсах в Красноярске была самой заметной фигурой, прилежной любознательной ученицей. Мало того, сразу после занятий она беспрестанно тормошила В. Батагая по поводу немедленной закупки в Красноярске оборудования для своего косторезного класса, для будущих мастеров в Туре. И ведь настояла, и с помощью подробных консультаций В. Батагая она прикупила на свои деньги (вроде предназначенные на другие домашние цели) американскую пилу «вертикалку» и кое-что ещё необходимое из комплектующих для резьбы по кости.

Вот тут как не поклониться в ноги таким энтузиастам, истовым хранителям народных традиций как Надежда Ивчик, Василий Батагай и многим другим, живущим на периферии российским специалистам, которые сами являются животворными центрами притяжения добротных дел и полезных событий.

В Туре мы также работали вдвоём. Но вместо Василия Батагая (по некоторым причинам не смог присутствовать в Туре) пришлось ехать с сыном Юрием Тимергазеевым, который, кстати, там очень даже пришёлся, так сказать, к туринскому двору. В Тобольске в нашей мастерской на него возложена поддержка всего косторезного оборудования, приобретение, установка, монтаж, ремонт. Это очень нужный компонент в любой мастерской, Юрий в подробностях показывал как разбираются и смазываются наконечники, как следить и вовремя менять угольные щётки в современном оборудовании, ежедневно проводил беседы по технике безопасности, настоял завести журнал по ТБ, провёл консультации по поводу установки (в будущем) вытяжной вентиляции. И, тем не менее, неприятный для всех инцидент всё-таки случился сразу, в первые дни занятий. Внятно рассказывая и показывая правило работы на американской пиле, Юрий строго-настрого настаивал, что должен быть ответственный по работе на этом дорогостоящем оборудовании обязательно должен работать только этот человек (Михаил Петрович), на которого возложена ответственность. В первый день Юрий и Михаил Петрович впрок распиливали и, по мере надобности, раскраивали большие оленьи рога на более мелкие детали для более удобного пользования кусочками кости. А на другой день обнаружилось, что дорогостоящая пила выведена из строя (порвана рабочая часть - сама лента) и до сих пор неизвестен виновник поломки. И в этом безрадостном для всех начинающих туринских косторезов событии – главное, что не случилось худшего, ведь несчастный случай мог бы закончиться гораздо плачевней. Кроме того, что сам несмышленыш остался бы калекой, прямо или косвенно нерадивый поступок задел бы многих, наверное, после такого возможного несчастья развитие косторезного ремесла в Эвенкии могло отдалиться на более дальние сроки. По всей видимости, пострадала бы замечательная во всех отношениях идея Кочующей лаборатории. Нарабатываемый опыт Кочующей лаборатории, должен учитывать и такие неловкие обстоятельства, любые оплошности полезны своей непредсказуемостью,

Вторая Кочующая Лаборатория во многом оказалась полезной и даже приятной. Мягкое, даже нежное состояние погоды способствовало хорошему расположению духа. В Доме Офицеров после недолгого торжественного, даже пышного открытия с напутственными речами от высоких гостей, с зажигательной песней шаман – вокала Владимира Хоменко, с ответными речами представителей ТДНТ, с жизнерадостным энергичным приветствием Мамонтёнка Дика, без промедления началась собственно сама работа Лаборатории. Вначале церемонии знакомства Василий Иванович представил нас – наставников из Таймыра и Тобольска присутствующим участникам, пожелавших пройти мастер-классы (в основном это были учащиеся художественной школы, и опять девочки), огласил предстоящие темы « Птица….., , «Солнце, солярные знаки», другие темы и приступили к реализации наших планов. Выяснилось, что часть бормашин не в комплекте, нехватка инструментов, в дальнейшем, к сожалению, сказалась на продуктивности работы, но оптимизма у желающих не убавилось. Уже к обеду некоторые участницы справились с заданиями и шмыгнули по домам. А вот подошедшие вместе с преподавателем Михаилом Николаевичем Титовым (парни и девчата) студенты института культуры оказались более настойчивыми, усидчивыми, продуктивными. Любо-дорого были с ними работать нам с Василием Ивановичем. При сборах в Тобольске, в спешке мною были забыты специально заготовленные, частично обработанные костяные кусочки по темам; солярные знаки, брелки, скульптура мелкой пластики. Выручили мастера - туринцы и в частности опять же помогла Надежда Ивчик (хотя сама не смогла приехать) - привезли достаточное количество заготовок. В этот раз участников не разделили на две группы, занятие проходили с единым коллективом, а темы задания определялись исходя из конкретного материала- заготовки. Азарт и желанная цель тормозились только нехваткой рабочих мест. Хороших эскизов было в этот раз предостаточно, а всяких идей накапливалось в избытке. Почти все девчата и парни прекрасно владели карандашом, с охоткой много рисовали, даже самые вычурные проекты хотелось им превратить в резную кость. Вот тут пригодилась природная сдержанность Хранителя Золотого Фонда и вековых традиций Таймыра: Василий Батагай деликатно сдерживал графические порывы студентов, практическим показом направлял их в нужное русло, пояснял, почему нужно так, а не иначе, что кость ведь не всегда просто чистый лист бумаги, который сумеет выдержать, стерпеть самые невероятные казусы. Терпеливо, на примерах изделий других мастеров из книги «Таймырская резная кость» показывал, что кость любит нюансы тончайшего рельефа, потому зачастую в кости используют плавные линии, ей также присущи орнаментальные элементы с чередованием светлых плоскостей, что для кости важны подрезки, полировка, тонирование. И всё это вместе на готовых работах формирует изумительные воздушные перепады света и тени.

Лаборатория прошла на одном дыхании, в приподнятом настроении всех участников, с прекрасным в этих обстоятельствах результатом. Были созданы более сорока работ различного уровня, часть студентов сумела выполнить несколько работ с разными направлениями (прорезная резьба, рельеф, объёмная скульптура). Все без исключения в этот раз подчёркивали не столь досадную дефицит инструмента, а именно нехватку рабочего времени, умоляя продолжить занятия, хотя бы ещё на завтра. Высказывались и другие реальные пожелания, например, проводить следующие мастер-классы в более приспособленных помещениях, а именно, в мастерских института культуры. Это пожелание подтвердил и преподаватель Михаил Николаевич Титов, что они готовы предоставить свои мастерские для проведения мастер-классов художественной резьбы по кости. Надо видеть счастливые лица этих молодых людей, которые почти ежеминутно восхищались своими первыми пробами в косторезном деле, не переставали радоваться своим необыкновенным вещицам, и бурно делились успехами своих товарищей. Этот процесс в полтора дня сложился по настоящему рабочим трудоёмким мастер-классом, где мы, наставники, без раздражения, протеста, встретились со своим будущим, с начинающими мастерами, у которых необыкновенное, уже неугасимое желание жить ремеслом. Работы или получившиеся поделки мы отдали студентам. Но многое осталось в памяти, конечно, зафиксировано, на различных электронных носителях. Помнятся сперва тщательно прорисованные, а затем как бы по «холмогорски» прорезанные работы двух студенток …..., которые работали в паре, по очереди уступая друг другу бормашину, Также прекрасно справился с заданием Максим, успевший сделать пару-тройку поделок разного стиля; первая гравировкой выполнен солярный сюжет, второй попытался сделать глубоким рельефом портрет, а третья работа выполнена в скульптурной манере….

Надо отдать должное и расторопным помощникам из местных мастеров-друзей – семьи художников Евгения и Юлии Поротовых, которые без колебания пришли поддержать земляков - организаторов и начинающих мастеров и незамедлительно включились во все процессы: были Мамонтёнком, давали консультации, практические советы в разработке эскизов, резьбе по кости, грузили, разгружали, возили на машине, никуда не опаздывали, не давали зряшних обещаний. Это тоже поучительный и добросердечный опыт Кочующей лаборатории, чья организационная деятельность не замыкается только проведением мероприятия как самоцель, а напротив, задачи лаборатории шире, серьезнее, перспективнее. В короткий срок на открытые занятия косторезного мастерства организаторы (ТДНТ) вовлекают обширную массу обыкновенных людей разного поколения, будируя в них любознательность, человеческую тревогу за уходящее от них старинное искусство, предлагая каждому из них действительную вероятность проявить свои рукотворные способности. На этих наглядных уроках народного творчества организаторы предлагают познакомить руководителей различного ранга с выставкой косторезных изделий Золотого фонда Таймыра ушедших и действующих мастеров, как бы напоминая должностным людям, что древнее ремесло – гордость и достояние края, что это их забота и сущность, их честь и достоинство. Как знать, возможно, даже среди них сразу или позже найдет себя в трудном, но красивом ремесле.

Кочующая творческая лаборатория – созидательная форма успешной деятельности Таймырского Дома Народного Творчества, его опыт показателен и несомненно приносит обоюдную пользу, уже немалое число людей благодарно руководству и коллективу ТДНТ за знакомство с изумительным искусством, за представленную возможность особенно молодым людям поверить и укрепиться в своих личных творческих способностях.

Член Союза художников РФ

Минсалим Тимергазеев

Статьи, опубликованные на сайте в 2015 году:
Статьи других лет:
2015 год
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана