Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение культуры
"Таймырский Дом народного творчества"
Статьи
Статьи 2014 года
Н.С. Кудрякова
Таймырские невесты (воссоздание фрагментов свадебного обряда)
10.04.2014
Мать эвенкийской невесты вплетает ленточки в косы

Как в давние времена в таймырской тундре девушек выдавали замуж? Насколько зрелищными были свадебные обряды энцев, ненцев, нганасан, эвенков и долган? Ответы на эти вопросы попытались найти организаторы Творческой лаборатории таймырского обряда из цикла встреч «У родового очага». Мероприятие проводилась 26 марта в Таймырском Доме народного творчества. Инициатор столь зрелищного действа Василий Батагай, главный хранитель Фондов ТДНТ, автор идеи документальных фильмов о культуре долган.

Знакомство с вековыми обрядами – дело ответственное, поэтому необходимо было провести предварительную работу. Участники мастер-класса знакомились с материалами, где даётся описание обряда, советовались со знатоками традиций своего народа, составляли тексты сценариев, мастерицы изготавливали предметы одежды, украшения. «Сегодня удивительный день. Мы воссоздадим фрагменты свадебных обрядов народов Таймыра. Процесс облачения невесты в свадебный наряд – это яркое событие, – сказал, открывая мастер-класс, Василий Батагай, – Мысль показать это таинство у меня зародилась год назад, когда на Таймыре работала съёмочная группа ВГТРК и снимала фрагменты свадебного обряда долган и нганасан. Я подумал тогда, почему бы не показать полностью наряды невест всех пяти таймырских этносов». Как и было задумано, во время мастер-класса специалистом ТДНТ Романом Перовым велась видеосъёмка для дальнейшего выпуска диска с фрагментами данного мероприятия.

От каждого народа в показе были задействованы от двух до пяти человек. В выставочном зале установили сценический чум, в центре которого «горит очаг», рядом маленькие столики и лавочки, а чуть поодаль нарты. Особую атмосферу происходящего празднества придавали и другие предметы быта тундровой жизни.

Первыми на сценическую площадку вышли исполнители обряда энецкого народа. В роли матери невесты была специалист по энецкой культуре Зоя Николаевна Болина, а наряды невесты примеряла Ирина Антонова, руководитель детского танцевального кружка при ТДНТ. «Энецкая невеста должна была доказать, что она готова быть хозяйкой собственного дома. По дому умеет многое: обрабатывает шкуры, шьёт одежду себе, готовит национальные блюда. Самое главное – невеста должна понравиться матери жениха, – сделала акцент З.Н. Болина. – Перед дальним аргишом в стойбище жениха она вместе со своей мамой готовила себе приданое: летом – нарядную суконную парка, обувь из ровдуги (тоозы) с ярким украшением, зимой – меховую шапку, новую парку, сшитую из меха оленя, обувь – всё это украшено ярким орнаментом».

Невесте перед свадьбой заплетали две косы, которые соединялись между собой яркой ленточкой – это означало, что отныне она замужняя женщина. С собой она брала два серебряных кольца, металлические подвески и две пластины, которые в дальнейшем ей понадобятся при проведении обряда очищения после родов. Энецкая невеста выходит из чума в сопровождении своей мамы и собирается в дальний путь, в стойбище мужа. К свадьбе отец специально для своей дочери изготавливал нарты и предметы упряжи, украшенные красной ровдужной бахромой. В качестве приданого невеста увозила шесты для чума, нюки, домашнюю утварь. Движение праздничного обоза сопровождалось перезвоном колокольчиков на шее оленей...

Фрагмент свадебного обряда ненцев вместе со своей помощницей продемонстрировала Анна Яроцкая, специалист отдела ДПИ Таймырского Дома народного творчества. Она отметила: «В назначенный день жених вместе с родственниками, наряженные в лучшие одежды, отправлялись на оленьих упряжках в стойбище невесты. Важным считался обычай, согласно которому жених должен был просунуть в чум невесты лоскут красного сукна или платок, причём родственники невесты закрывали дверное отверстие, старались помешать ему. Только после того, как жениху удавалось это сделать, его родные могли войти в чум. Невесту одевала её мать. Заплетала ей две косы, вплетая в них красивые нарядные накосники. Девушка одевала самое красивое платье, нарядную белую парку с красивой меховой мозаикой и праздничные бокари, на голову завязывался большой цветастый платок. Готовя дочь к свадьбе, мать произносила слова-наставления, чтобы она слушалась своего мужа, уважала его родственников, была хорошей хозяйкой, любила своих детей.

Невесту к свадебному аргишу готовили один день. Нарты внутри украшались меховым покрывалом, а сверху накидывалось еще одно покрывало, но уже из сукна или другой плотной ткани. Молодую усаживали на нарты и плотно укрывали покрывалом. Её нарты привязывали к нартам матери жениха. Приданое невесты находилось в специальных грузовых нартах. Она везла с собой нюки для покрытия чума, предметы утвари, принадлежности для рукоделия. В тухардской тундре свадебный обоз объезжал чум невесты (по солнцу), а уже после двигался в стойбище жениха. Там её встречала мать жениха, которая помогала ей сойти с нарт и вела в свой чум...».

Показать достаточно трудоёмкий процесс одевания невесты и рассказать об основных моментах сбора невесты – с такой задачей справилась нганасанская группа. На импровизированную сцену вышли главный специалист по нганасанской культуре ТДНТ Кудрякова (Костеркина) Светлана Мойбовна и Аксёнова Светлана Сыгаковна, им помогали студентки Таймырского колледжа Норова Полина и Катыгина Вера (в роли невесты).

Маленькие столики тут же наполнились традиционными украшениями нганасан: накосники, медных трубочек с кольцами, металлические подвески на комбинэ и т.д. В комментарии С.М. Кудряковой (Костеркиной) слышится: «На невесту надевали традиционный праздничный головной убор. Это одно из основных украшений, которые имелись у каждой нганасанки, достигшей совершеннолетия. На две косы вплетали накосники или как их ещё называют «косоплётки», состоящие из замшевого шнура и металлических пуговиц.

В зимнее время обязательно применялось меховое нганасанское женское комбинэ с множеством железных (металлических) украшений. На груди, поверх раскрашенного участка, подвешены на родужных ремешках пять дугообразных пластинок (бодямо). Когда-то бодямо являлись своеобразным паспортом женщины, её родословной по женской линии, одновременно являясь сильными оберегами. Эти пластины передавались из поколения в поколение, поэтому у каждой нганасанки был комплект, состоящий из бодямо, принадлежавших матери, бабушке, прабабушке и т.д.».

Зрители изумленно наблюдают за тем, как буквально на глазах преображается невеста. Вот на каждую штанину поверх раскрашенного участка на ровдужных ремешках подвешиваются семь медных трубочек с кольцами. «Они соединены вместе сверху и снизу лентами ровдуги, окрашенной в красный цвет, – продолжают свой рассказ знатоки нганасанской культуры. – Получившаяся своеобразная конструкция называется дяптуза. Она имеет несколько назначений. Во-первых, это был сильный оберег. Во-вторых, прикладное назначение – упор при переноске грузов. В-третьих, упор для кроильной доски при шитье и разделочной доски. Кроме этого, считалось, некрасивым демонстрировать женские обтянутые ляжки. С двух сторон от бодямо, на уровне чуть ниже груди, нашито два больших медных кольца. К правому кольцу на цепях подвешены кресало (туй), прочистка для курительной трубки (кингаа) и женский кисет для табака (хуа боба) на ровдужных ремешках. К левому кольцу подвязан игольник (неймысы). Действовал этот угольник следующим образом. Трубочки оттягивались по ремешкам вверх. В ремешки вкалывались иголки, после чего трубочки отпускались по ремешкам и иголки оказывались у них внутри. На левом боку нашит мешочек для наперстка (нюхоу боба). Все металлические подвески на комбинэ (цепи с кресалом и прочисткой, бодямо, игольник и пр.) были шумящими и при движении издавали характерные звуки. Таким образом, праздничная одежда практически вся состояла из украшений.

Перед отъездом родители невесты давали молодой невесте приданое, подготовленное заранее: полный набор покрышек для чума, шесты, нарты, меха для раздувания огня (кади), одежду, наборы для шитья, богато украшенную упряжь. Свадебный аргиш вела мать молодой жены. После приезда в стойбище родителей молодого мужа она не заходила в чум, а тут же возвращалась домой».

Таймырские эвенки представили фрагмент свадебного обряда «Далан». Группа состояла из четырёх человек. В роли мудрой женщины стойбища – Татьяна Васильевна Болина, главный специалист по эвенкийской культуре ТДНТ, мать невесты – Антонина Дмитриевна Чемпогир, в роли невесты побыла обаятельная студентка 2 курса Таймырского колледжа Анастасия Потакуева, её подруга – студентка отделения ДПИ Евдокия Константинова.

Происходящее возле сценического чума действо комментирует Т.В.Болина: «Невеста имела приданое: это турсуки, кумаланы, одежда и множество различных изделий. Эвенкийский коврик (кумалан) – особенный атрибут свадебного обряда, символизируюший счастье. Во время бракосочетания жених и невеста встают на разные половинки ковра. Возможно, сам крой его, состоящий из двух половинок, соединённых полоской, обозначает союз сердец.

И вот невесту собирают в дорогу. Подруги и мать наряжают невесту в красивую бисерную одежду, приготовленную заранее, надевают украшения. Непременный атрибут эвенкийской одежды – нагрудник (хэлми), который внутри обшивался мехом белки или соболя. На невесту надевают праздничный передник (нэл).Его орнаментировали бисером и бахромой с металлическими подвесками. Передник должен сочетаться с верхней одеждой и нагрудным украшением (билэн) – бисер в сочетании с металлическими подвесками. На пальцах – золотые или серебрянные перстни, в ушах звенели серьги , на руках красовались браслеты. Все эти крашения считались оберегами, защищали род от болезней и несчастий и передавались по наследству. Родовое украшение (синкэн) охраняло род, его нельзя было отдавать чужому, переплавлять, иначе потеряет силу. На голове у невесты был бисерный налобник. Сверху на платье надевают яркую парку (зипун). В руки невесте дают вышитый ею кисет, который она подарит жениху. Молодая берёт подарок жениха – посох, рукоятка(нёри) которого обрамлена золотом или серебром. Вскоре она сядет верхом на оленя, во время аргиша они возьмутся с женихом за концы разукрашенного хапуяна (предмет упряжи), теперь они одно целое – то есть семья”.

По обычаю, непременно впереди свадебного обоза взявшись за поводок оленя невесты, шла мудрая женщина. Её участие в процессии символизировало долгую счастливую жизнь новой молодой семьи. Она обходит трижды чум по ходу солнца и произносит благопожелания невесте. Девушки поздравляют невесту с главным собитием в её жизни. Таким образом невеста собрана в дорогу.

“О, гугара, гугара, звени на всю округу, раздавайся эхом, созывай народ на весёлый праздник далан. Пусть все придут посмотреть на сильного и удачливого охотника, увидят его невесту, разодетую в бисерную одежду...”

Завершился показ фрагментов свадебных обрядов демонстрацией торжества у долган. В роли невесты – Александра Чуприна, знатная женщина – Любовь Егоровна Налтанова, подруги невесты – Марина Ярославцева и Анжела Портнягина. “Невеста должна быть краше всех, – начинает своё повествование Ольга Гавриловна Поротова, руководитель долганской этно-фольклорной группы «Алгыс». – В начале расплетают волосы, если девушка носила одну косу, затем заплетают две косы, концы которых соединяли лентой. Далее украшают наголовник невесты, надевают нагрудник и длинные серебряные серьги. Одевают невесте на руки поверх рукава серебряные браслеты на обе руки. Голову невесты покрывают шелковым платком небольшого размера. На ноги невесты одевали праздничные бисерные бокари из белого камуса с длинными волчьими наколенниками. Надевали теплую песцовую шубу с воротником рыжей лисы, поверх неё – женскую бисерную парку из неблюя (шкурки телят оленя). Эту парку опоясывали серебряным поясом. На голове у невесты шерстяная цветная шаль с кистями, а поверх платка была расшитая бисером шапка с подкладом из песцовой шкуры и опушкой спереди из меха росомахи. Невеста красиво одета, и теперь подруги начинают собирать её в дальнюю дорогу».

Особым образом укладывались вещи, входившие в приданое. В сундуки клали мелкие монеты, чтобы каждая из них «имела нутро». В каждой из нарт, выделяемых для приданого, должны были правильно распределить груз. Родители благословляют дочку. Они молятся на иконы, желая, чтобы семейная жизнь у дочери была долгой и счастливой.

Обязательный ритуал – вывод невесты из родительского дома. Молодая женщина выходит в сопровождении двух женщин, которые держат её под руки. Что примечательно, усаживая её на нарты, надевают невесте шапку задом наперед, «чтобы невеста не оглянулась назад, если же оглянется, то семейный союз будет не прочным» – есть такое поверье. Вожжи передового оленя невеста держит в левой руке, поскольку долганы управляют оленями с правой стороны. Свадебный караван трогается из стойбища невесты. Упряжка молодой жены обязательно следует за упряжкой жениха. Как только аргиш невесты скроется за бугорок, девушка вправе надеть шапку правильно. Сани с личными вещами и приданым невесты привязывают к последней упряжи всего аргиша…

Свидетелями такого необычного действа в стенах ТДНТ стали сами участники, которые просматривали все показы, специалисты учреждения, съёмочные группы территориального отделения ГТРК «Норильск» в г.Дудинке и телекомпании «Северный город» (г.Норильск», а также студенты Таймырского колледжа, обучающиеся по специальности «Социально-культурная деятельность».

Такого рода мастер-класс проводится впервые, поэтому её организаторам важно было услышать оценку своей деятельности. И такое обсуждение с участием инициаторов, зрителей и некоторых участников мастер-класса состоялось. Главная мысль итоговой встречи – подобные показы необходимы, они содержательны и вместе с тем зрелищны. Все согласились и с таким мнением – воссоздание древних обрядов таймырских народов требует серьёзного подхода от участников Творческой лаборатории, необходимо учесть многое, чтобы донести до зрителя достоверные сведения о таинстве свадебного обряда северян. В планах инициаторов проекта – съёмка документального фильма, где главными героинями будут таймырские невесты.

Статьи, опубликованные на сайте в 2014 году:
Статьи других лет:
2014 год
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана