Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение культуры
"Таймырский Дом народного творчества"
Статьи
Статьи 2010 года
В.Г. Заварзина
Живая пластика Николая Киргизова
08.02.2010
…Струятся линии, бегут за рукой мастера, обозначают контуры… Что это будет? Какой образ высвободит, отсекая все лишнее, мастер?

- Я иногда и сам не знаю, что получится, - признается Николай Киргизов, мастер- художник резьбы по кости Таймырского Дома народного творчества. – Потому и работаю быстро – мне интересно, что выйдет. Образы рождаются в процессе работы…

И какие образы! Их воплощение в жизнь в 2008-м году возвело мастера – костореза Николая Михайловича Киргизова в звание члена Союза художников России, а в 2009-м он стал победителем Конкурса творческих работников, работников организаций культуры и образовательных учреждений Министерства Культуры Красноярского края на получение денежного вознаграждения по итогам года.

Минувший год вообще был щедрым для Николая. Кроме личного гранта Министерства Культуры края, он принес ему еще победу в региональном творческом конкурсе имени Бориса Молчанова и признание лучшим косторезом среди представивших свои работы на конкурс «Северный сувенир».

Но это все, конечно же, не щедрость небес или лотерейного случая. Это результат проявления недюжинного таланта, умноженного на трудолюбие и настойчивость мастера. Он давно уже горожанин, но тематика работ Николая неизменно связана с тундрой, с тем бескрайним, необозримым и необыкновенно притягательным простором, который начинался за околицей его родного поселка Сындасско.

Там и сейчас живут его родители Татьяна Ивановна и Михаил Петрович Киргизовы. Издалека узнают о его успехах, гордятся сыном, ждут от него весточек и приезда в гости. Николай покинул родительский кров еще ребенком, когда уехал учиться в Хатангскую среднюю школу. Но тогда он приезжал домой на все каникулы, летом уезжал в тундру к бабушке, где впитывал в себя природные красоты родного края и постигал науку жизни тундрового стойбища.

И быт вдали от цивилизации, и рассказы тундровиков, предания старины, обычаи и уроки предков, которые в тех условиях дети не заучивают, а принимают, как побуждение к действию – все впитывала в себя его цепкая память, вбирала в себя, в заповедные свои хранилища, как будто предвидя, что когда-нибудь всему этому придет черед навечно воплотиться в неповторимых изделиях косторезного промысла.

Тундровая тематика стала главной в творчестве Николая. Особенно часто он обращается к сценам охоты древних северян. Той охоты, когда таймырцы в руках держали не ружья, а луки и стрелы, а добычу преследовали, сидя верхом на оленях. Вот олень под наездником просто летит, запрокинув рогастую голову, ветер свистит в складках парки охотника, его рука натягивает тугую тетиву лука – во всей фигуре устремленность, азарт, движение. Работа так и называется – «На скаку». А вот другая – «Охотник». Здесь иная ситуация – охотник притормозил оленя, тот уже тянется к ягелю, а седок оглядывается, высматривает добычу…

Что характерно для пластических работ Николая Киргизова – они у него живые. Они дышат, жестикулируют, проявляют характер, и только момент запечатления останавливает их на мгновение, давая возможность воображению зрителя продолжить движение, как в жизни. Достижение такой динамичности в статических фигурках - признак большого мастерства автора. И для Николая это не предел, не высшая точка – он продолжает совершенствовать свое умение, расширяет свои поиски, шлифует свой стиль.

А к занятию резьбой Николая привела случайность. После окончания Хатангской средней школы он собирался поступать в Ленинградский пединститут имени Герцена. У будущих студентов уже были билеты на самолет, который вылетал из Хатанги наутро после выпускного бала. Но эйфория выпускного бала, колдовство белой ночи закружили, заворожили выпускников, унесли чувство времени, и Николай… опоздал на самолет.

Потом, уже в сентябре, решил ехать в Дудинку, искать работу, как-то устраиваться в жизни. В дороге встретил земляка, который направлялся на учебу в Норильский колледж искусств. Николай решил попытать счастья вместе с ним. Их приняли обоих на отделение «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы». И вот там, буквально с первых дней учебы, Николай Киргизов начал постигать азы косторезного искусства.

Руководила этим процессом Виктория Ануфриевна Попова, и это было большой удачей для начинающих. Виктория Ануфриевна сама замечательный косторез, но что еще важнее – отличный педагог и наставник. Многие резчики Таймыра, давно ставшие самостоятельными и завоевавшие уже известность, с благодарностью вспоминают ее уроки. Своим главным Учителем считает ее и Николай Киргизов.

Он закончил Норильский колледж, получив специальность «Художник-мастер декоративно–прикладного искусства». Колледж дал ему широкие знания и практические навыки, основательно подготовив выпускника к жизненным коллизиям. В том же, 2003-м году, Николай представил на конкурс имени Бориса Молчанова серию своих акварельных работ. И стал победителем в номинации «Изобразительное искусство»! Жюри отметило тогда виртуозность его письма и преданность теме таймырской тундры. Этот успех стал лучшей рекомендацией его профессионализма, и Николая Киргизова приняли на работу в Таймырский Дом народного творчества.

С тех пор он и работает в Главном чуме Таймыра. В мастерской бок о бок трудятся несколько косторезов. Одинаковые условия, одинаковые материалы, а изделия одного никогда не спутаешь с изделиями другого. Алексей Чунанчар, например, создает необыкновенные фантазийные композиции из рога оленя. Тезка нашего героя, Николай Олегович Киргизов (окружающие нежно зовут его «Коля маленький» за субтильность телосложения) - мастер миниатюрной пластики, а Николай Михайлович оживляет сцены тундровой жизни.

И дело тут не в сюжетах, избираемых мастерами, а в их воплощении, что и определяет стиль каждого. В Доме творчества любят мастеров, радуются появлению каждого нового изделия, сбегаются посмотреть, удивиться, восхититься…В такие минуты то в одном уголке Главного чума, то в другом можно услышать: «А ты видел, что сделал сегодня Коля? Да нет, Михайлович! Не видел еще? Иди, посмотри у директора, у Любови Юрьевны! Это потрясающе!».

- Но мы восхищаемся работами наших мастеров не только потому, что они наши, - говорит директор Таймырского Дома народного творчества Любовь Юрьевна Попова. - Мы ведь имеем возможность сравнивать их с изделиями других косторезов на разных выставках, и не только в нашем регионе, а на показах, скажем, в Москве или в Якутске. В прошлом году, например, в Москве, в Музее народов Востока была встреча специалистов косторезного промысла, на которой присутствовал и Николай Михайлович Киргизов. И авторитетнейший эксперт по косторезному искусству Ирина Львовна Карахан очень высоко оценила работы Николая Михайловича, сказав, что он в своем мастерстве может тягаться с косторезами всероссийского уровня.

Вот и мы ждем появления его новых работ, потому что они всегда неожиданные, интересные и талантливые. Поэтому именно его кандидатура была выдвинута на участие в творческом конкурсе Министерства Культуры Красноярского края, а его победа – это радость для всего нашего Дома.

Николай предпочитает работать с бивнем мамонта.

- Когда имеешь дело с оленьим рогом, больше должна действовать голова,- объясняет он.- Изгибы рога сами имеют какую-то направленность, и ограничивают фантазию мастера. А может, наоборот, будят ее… Но тут, прежде всего надо придумать, как использовать уже имеющиеся формы. А при работе с бивнем мамонта важней умение резчика, мастерство, которое в руках. Мыслишь и сразу это воплощаешь, и ты ничем не ограничен, ни формами, ни объемом…

…Труд косторезов, творческий, вдохновенный, на самом деле очень тяжелый труд. Гудят бормашинки, шумит вытяжная вентиляция, воздух пропитан тончайшей костяной пылью, от которой мало спасают даже специальные маски…Резчики говорят: «Нам бы надо здесь за вредность платить…».

Руководство, конечно же, заботится об улучшении условий их труда – появляются в мастерской новые единицы оборудования, установлена мощная вытяжная вентиляция (такой нет ни в одной другой мастерской на Таймыре). И что немаловажно – постоянное стимулирование творчества.

Оно заключается не только в материальных поощрениях, но и в заботе о совершенствовании мастерства косторезов. Для этого организовываются мастер-классы, творческие лаборатории, устраиваются поездки мастеров на всевозможные фестивали с показами их изделий, встречи со специалистами и экспертами в области косторезного искусства. И еще – пропаганда их творчества на всех уровнях – это делает мастерам имена и, конечно, способствует укреплению статуса и Дома творчества, и в целом Таймыра.

Николай Михайлович Киргизов со своими изделиями не однажды достойно представлял Таймыр на разных форумах. В 2003-м году это была Всероссийская конференция по охране окружающей среды в Красноярске, в 2005-м – фестиваль искусства коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока «Манящие миры» в Москве, в 2006-м – фестиваль косторезного искусства в Якутске – всего не перечислишь. И везде произведения Николая Киргизова получали высокую оценку, а сам он – лауреатские дипломы и премии, и неоценимые впечатления от встреч и увиденного.

Общение с великими мастерами, соприкосновение с их творчеством неизбежно влечет за собой период подражательства. Так, в работах Николая просматривалось какое-то время влияние творчества то бурятского мастера Даши Намдакова, то тобольского мастера Минсалима Темиргазеева…Но для ищущего талантливого человека такие увлечения не страшны. Они в конце-концов переплавляются в горниле его творческих устремлений, его яркой самостоятельности и придают новые оттенки его собственному неповторимому стилю.

За семь лет работы Николай Киргизов создал более двухсот произведений косторезного искусства, и примерно половина из них оставлена в Золотом фонде Таймырского Дома народного творчества. А туда отбираются только самые лучшие изделия, способные достойно представлять косторезный промысел Таймыра на любом уровне.

Но щедро одаренному природой человеку редко бывает свойственна узкая специализация. Всегда тянет попробовать сделать еще что-нибудь интересное, попытать свои силы на другом поприще. И вот Николай Михайлович Киргизов – автор Мамонтенка и Медвежонка, охраняющих вход в Главный чум Таймыра. Симпатичные зверята особенно нравятся маленьким дудинцам, которые обожают фотографироваться рядом с ними. Двухметровые скульптуры – это уже не мелкая пластика!

А еще он возглавляет студию юных косторезов «Мамонтенок», которая уже десять лет действует в ТДНТ, и в которой постигают азы традиционного таймырского промысла дети нынешних тундровиков – учащиеся Дудинской школы-интерната. Он учит их держать резак и бормашинку, рассказывает о тонкостях работы с рогом оленя и с бивнем мамонта, направляет и наставляет, подводя к тому, что их работы на детских выставках тоже становятся лучшими.

И каждый год, когда выпускники Таймырского колледжа приходят на практику в Главный Чум Таймыра, руководит этой практикой именно Николай Михайлович, как самый ответственный и самый опытный в своем деле.

Он же, Киргизов проиллюстрировал книгу молодой долганской писательницы Ольги Фальковой «Мертвое озеро». Издателем книги выступил Таймырский Дом народного творчества, а Николай снабдил мифический триллер не менее мифическими иллюстрациями. А еще бывают у него заказы на эксклюзивные изделия, хоть и не частые, но они дают прибавку к зарплате костореза.

И это очень существенно, если учитывать, что мастер-художник – единственный кормилец в семье. Жена Николая Людмила занимается детьми, которые полностью забирают ее внимание – старшей дочке Анфисе три года, а младшенькой, Танюшке, пока всего восемь месяцев. Их отец думает не только о сегодняшнем содержании семьи, но и о будущем своих дочерей.

Что еще рассказать об интересном человеке? Вот заговорили о зарплате, и сразу стало грустно. Ее, конечно, не хватает. Потому что она небольшая, как у всех работников культуры. Даже у тех, кого мы называем Мастерами с большой буквы, яркими, талантливыми представителями своей профессии. Вот сейчас Николай Михайлович личный грант получил. После всяких вычетов – 60 тысяч рублей. Это поддержка семье, безусловно. Спрашиваю – на что потратили? Николай Михайлович вздыхает – долги, расходы – то да се…

Очень не хочется заканчивать рассказ на этой грустной ноте. Он справляется с материальными трудностями, этот человек с сильными и умными руками. Он знает – чтобы чего-то добиться, надо просто работать. Киргизов идет в мастерскую и берет в руки кусок бивня мамонта. Включает бормашинку и уходит в мир созидания. В мир, где, может быть, сегодня появится на свет новый шедевр косторезного искусства. Сейчас он здесь Бог, Творец, Создатель… Струятся линии, бегут за рукой мастера, обозначают контуры…

Статьи, опубликованные на сайте в 2010 году:
Статьи других лет:
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана