Министерство культуры Красноярского края
Краевое государственное бюджетное учреждение культуры
"Таймырский Дом народного творчества"
Статьи
Статьи 2009 года
В.Г. Заварзина
"Золотой голос Таймыра"
09.11.2009
Сорокалетний юбилей творческой деятельности Нины Тимофеевны Ландиной работники культуры отметили в Таймырском Доме народного творчества.

Сотрудники Главного чума Таймыра постарались, чтобы и сам Дом, и все в нем происходящее в этот день способствовало раскрытию творческой личности героини дня. Стремление к этому не встречало сопротивления – друзья и коллеги Нины Тимофеевны в один голос характеризовали ее, как открытого человека.

Ухабистый, но целеустремленный творческий путь вместил в себя много всякого. Видеоальбом, созданный специалистами ТДНТ, напомнил вехи этого пути. Но лишь напомнил, проиллюстрировав наглядно прочно хранящиеся в памяти эпизоды деятельности окружных организаций культуры, в которых все собравшиеся принимали активное участие.

А поздравить Нину пришли работники ГЦНТ, Дома культуры, Центральной Дудинской библиотеки, участники ансамблей «Хэйро» и «Таймыр», бывших городской и окружной агитбригад и, конечно, представители Администрации Таймыра.

Первый заместитель Председателя Думы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Владимир Николаевич Шишов в своем признании огромного вклада Ландиной в развитие культуры полуострова отметил, что именно ей первой было присвоено звание «Золотой голос Таймыра».

…Она родилась в Дудинке, и первые детские воспоминания ее связаны с «Крышей Парижа» - так именовали дудинцы (богаты юмором северяне!) бараки на берегу Енисея, где проживала тогда семья Швачко Галины Клавдиевны, матери Нины.

Условия жизни не способствовали крепости здоровья, и у девочки обнаружилось заболевание легких. Отчим, бывший тогда начальником угольного причала (а за уголь в те годы можно было достать хоть птичье молоко) обеспечивал ребенка витаминами, добыл дефицитнейший пенициллин, нанял даже питерского профессора из ссыльных, который приходил в барак делать больной уколы…

Но все эти старания особого улучшения не приносили. Тогда Галина Клавдиевна собрала нехитрые пожитки и повезла дочь на свою родину – в Хакасию. Жили в селе Курлугаш, потом в поселке Таштып.

Для шестилетней девочки на «материке» все ново: коровы на лугу пасутся – ожившие картинки из книжки.…Все зелено вокруг – месяц, другой, третий… «Все земля и земля, а где же снег?» - спрашивала Нина. Вот там, то ли целебный воздух, то ли обилие солнца, то ли полученные вовремя антибиотики помогли девочке справиться с болезнью. В школу она пошла уже здоровой. И как только научилась читать – детские игры получили отставку. Нина просто проглатывала книжки. Поэтому и выбор профессии после 8-го класса был не случайным.

Поступила в Канский библиотечный техникум, познакомилась там с Кларой Тлехуговой, Людой Кокшаровой – вместе ходили в хор, вместе ездили на практику, вместе потом приехали по распределению в Дудинку.

Нину направили, было, в библиотеку фактории Камень, но проходили дни и недели, а транспорта к месту назначения не было. И Нину оставили работать инструктором Окружного управления культуры.

Там и проработала она семь лет. Вышла замуж, родила дочку, но это не освобождало ее от разъездов по поселкам, организации праздников и смотров, создания новых самодеятельных коллективов.

За маленькой Лейлой во время Нининых отъездов присматривала бабушка, а на репетиции Нина брала ее с собой. Совсем крошечную ее уже выводили на сцену, в финале танца поднимали на бубне в качестве новорожденного солнышка…

А Нина еще и учиться решила продолжить – поступила в Восточно-Сибирский институт культуры на библиотечное отделение. Ездить на сессии приходилось в Улан –Уде, а после третьего курса (таково было требование института) перейти на работу по специальности – в библиотеку. Учеба, работа, ребенок, репетиции, выступления - трудно было, но преодолимо! Нина объездила почти все поселки округа, оказывая методическую помощь библиотекарям, участвовала в организации литературного музея Огдо Аксеновой и Любови Ненянг, была составителем альманаха «Полярное Сияние»…

При непосредственном участии Нины родился вокальный ансамбль «Северянка» - и Нина блистала в нем, благодаря хорошо поставленному еще в Канске голосу. Потом «Северянка» влилась в «Хэйро» - и яркий коллектив во главе с талантливыми руководителями очень быстро стал востребованным и популярным.

Советская власть требовала – надо нести культуру в массы! Это требование подвигнуло Управление культуры на создание агиткультбригад. И, конечно же, Нина Ландина, оставаясь методистом окружной библиотеки, принимала участие в выездах агитбригады во время путины к рыбакам в поселки и на рыболовецкие точки, разбросанные по всему Енисею.

…Вспоминая все это, работники культуры, хэйровцы 60-х, 70-х годов уже прошлого вена улыбаются, рассказывают забавные случаи из поездок, радуются узнаванию друг друга на фотографиях:

-Вот это мы на Левинских Песках поем.… А это на Селякинских после выступления, тогда еще Любовь Прокопьевна с нами ездила.…А помните, у Ладыгина Яра рыбаки на лодке нас катали…Енисей там широченный, волны поднялись, зав. отделом на берегу испереживалась вся, сидит, кроет нас, а нам интересно.… А здесь почему меня нет? Наверное, я в тот момент рожала.… Да нет, ты на сессии была тогда!

Сейчас все это кажется интересным и забавным. А тогда, конечно, были и трудности, и слезы, и обиды, и болезни, и непонимание. Но, молодость, дружба, единодушие скрепляли коллективы на долгие годы. Они знали, как ждут их на отдаленных точках рыбаки, и отправлялись в поездки, зачастую отодвигая на второй план свои личные заботы.

«Раньше думай о Родине, а потом о себе» - это не сказочный девиз, по нему жили…Энтузиазм – советское словечко, вызывающее сегодня пренебрежительную улыбку, но только не у тех, кто участвовал в художественной самодеятельности, ходил на субботники, играл в народных театрах, устраивал вечера и шефские концерты…

Это было ярчайшей частью жизни, они-таки несли искусство в массы! И енисейские рыбаки до сих пор помнят их имена и песни, и по-прежнему ждут, когда же приедут к ним агитбригада с новостями, Нина Ландина и Валя Пятышева с песнями…

…Однажды в конце августа агитбригаду забросили в поселок Хантайское Озеро – на 3-4 дня. Гидровариант «Аннушки» высадил на берег Галину Скалецкую. Владимира Сигунея, Петра Акинина, Александра Корюкова, Нину Ландину и десятиклассницу Лилю( танцовщицу из «Хэйро»).

Агитбригада выступила в поселке, съездила на рыболовецкие точки к рыбакам, даже в бригаде лесорубов дала концерт. Можно бы возвращаться, да не на чем. «Аннушка», на которой они прилетели, как выяснилось, сделала последний рейс, вертолетных рейсов еще не было.

Поселили культармейцев в Доме культуры, ночевали они там в спальных мешках. И холодно там было, и неуютно… Неделю промаявшись, нашли артисты в поселке нежилой дом. Им разрешили туда перебраться. Обрадовались, печку начали топить. А у печки – жестяной, старенькой - днище прогорело, и пол загорелся. … Еле затушили – домик-то деревянный, всему поселку угроза была.

Что делать – придумали. Натаскали камней, печку сложили, трубу вывели. Затопили – горит! Греет! Можно жить. Вот только питаться нечем. Консервы, которые с собой привезли, давно кончились, магазин закрыт – продавщица на той же «Аннушке» улетела на переоценку товаров и теперь вернуться в поселок не может….

Встречались с местными жителями, прислушивались к речи, присматривались к движениям, разучивали песни, бродили по окрестностям поселка, собирали грибы, любовались осенней тундрой. Перезнакомились почти со всеми. По вечерам на берегу встречали бригады рыбаков – те щедро делились с артистами уловом. А дома у печки хозяйничал Володя Сигуней – самый домовитый из бригады. А уж рыбу разделать и приготовить никто лучше него не мог.

Александр Васильевич Корюков бродил в одиночку. Прислушивался к плеску волн, к вою ветра, к шелесту трав. Однажды местные сводили его к эвенкийскому захоронению – детский гробик был укреплен на ветках дерева. Вернулся оттуда музыкант потрясенным. А потом показал коллегам новую мелодию, ставшую потом украшением репертуара ансамбля «Хэйро». Это был «Голос тундры». В нем мощно звучит сам бескрайний таймырский простор…

А в Дудинке их ждала работа, семьи… Неделю, другую, третью.…И неизвестно, сколько бы еще длилось это ожидание, если бы не наличие в бригаде десятиклассницы Лили. Окроно очень строго следило за тем, чтобы все дети вовремя были вывезены из тундры с каникул и приступили к учебе. А тут - учебный год идет вовсю, а Лиля где-то в Хантайском! И за ней выслали вертолет. На нем и вернулась в Дудинку агитбригада…

А библиотечные командировки! Они тоже были почти ежемесячными.

-Помнишь, Нина, как мы в Носке переводили фонд на библиотечно-библиографическую классификацию? – вступает в разговор Маргарита Провоторова. – Писать в библиотеке невозможно было из-за холода – чернила застывали. Так мы нагружали книги в жестяную ванну и несли ее на квартиру – где на руках, где по снегу волокли. Там в тепле описывали книги и – в обратный путь! И так весь фонд. Холодно было во всех библиотеках, и в Усть-Порту, и в Воронцово. Как только бедные библиотекари там работали…

Курьезных случаев в командировках было немало. А вот дудинцы были убеждены, что Нина Тимофеевна работает в «Хэйро», потому что ни один концерт ансамбля не обходился без ее участия. А между тем она солировала в ансамбле в годы его становления и расцвета на общественных началах, до того, как он стал профессиональным.

Она была и солисткой, и пела вместе с Владимиром Сигунеем, Ириной Балашовой и Валентиной Пятышевой, пела в хэйровском хоре… Памятными были концерт в Кремлевском Дворце съездов, участие в культурном обслуживании Олимпиады-80, выступление в Колонном зале Дома Союзов перед делегатами Первого съезда народов Севера, на слетах и конкурсах в Красноярске, Москве, Иркутске, в Эвенкии, Якутске, Хабаровске, Новосибирске, в Германии, и в Америке. И, конечно же, выступления в телевизионных программах «Наш адрес – Советский Союз», «Радуга», «А ну-ка, девушки!», «Товарищ песня», «Пою тебя, Заполярье!».

Большинство поездок были чрезвычайно успешными, приносили дипломы и лауреатские звания и солистке, и ансамблю в целом. Тогда они и в родных стенах, выступая на сцене Дома культуры, срывали шквал аплодисментов, заводили зрителей так, что у каждого «мурашки» по спине бегали…

За всем этим, конечно же, был бесконечный творческий труд, поиски верных интонаций в песнях и танцах, репетиции по четыре раза в неделю – после работы, вместо отдыха, до седьмого пота…

Поэтому так дороги Нине Тимофеевне грамоты и дипломы разных уровней за пропаганду песенной культуры коренных народов Таймыра, за большой личный вклад в развитие культуры региона. А самые дорогие награды, конечно – Серебряная медаль ВДНХ, медаль «Ветеран труда» и Знак отличия Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре».

Параллельно со всем этим Нина растила дочку. Лейла с пятого класса уже тоже танцевала в «Хэйро» - восемь лет посвятила ансамблю. Потом окончила институт, вышла замуж. Сейчас работает в Таймырском краеведческом музее. По праву гордится матерью. Когда ей говорят: «Ты молодчина, Лейла!», она отвечает: «Есть в кого!».

…Творческий вечер Нины Ландиной от начала до конца был пронизан необыкновенной теплотой. Косторезы Главного чума специально для юбилярши вырезали костяную статуэтку поющей хэйровки, друзья и коллеги делились воспоминаниями, посвящали Нине стихи и песни.

Она отвечала искренней благодарностью, исполняла любимые песни – свои и слушателей. А в них – безграничная любовь к родной Дудинке, к нашему суровому и необыкновенному Таймыру, к мужественным северянам. И еще – сильнейшее желание донести эту любовь до слушателей, яркий энергетический посыл, такой же молодой, как двадцать, как сорок лет назад… Непостижимо, но это было именно так!

- Нин, а в каком возрасте ты сейчас себя ощущаешь?

- Да не знаю, но уж точно не в том, который в паспорте указан!- отвечает Нина Тимофеевна. – Возраст такой, как всегда, как тогда…

Она работает сейчас в Таймырском Доме народного творчества, ведет кружок юных барганистов, детей коренных северян. Она учит их так, как когда-то учила ее игре на баргане Огдо Аксенова. Она рассказывает им о великой дочери долганского народа и о том, что каждый из них тоже может при желании добиться в жизни очень многого…

Валентина Заварзина.

Статьи, опубликованные на сайте в 2009 году:
Статьи других лет:
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана
Чтобы закрыть, кликните или коснитесь экрана